Африканские обычаи

Африканские обычаи это нужно знать каждому туристу?

Африканские обычаи: это нужно знать каждому туристу? В религиях Африки смерть — не конец всему: жизнь продолжается в другом царстве. Эти понятия не являются взаимоисключающими, и между ними нет чёткого разделения.

Человеческое существование — динамический процесс, определяемый параметром «жизненная сила». Она может прибывать или уменьшаться, и эта концепция позволяет африканским жителям говорить о существовании разных уровней жизни и смерти.

Многие исконные языки отражают это. Когда дело плохо, например, при болезни, люди говорят «я не очень живой» — это означает, что уровень жизненной энергии крайне низок.

Исследуя здешние верования, миссионер Плэсид Темпельс заметил, что практически любую неприятность, с которой сталкиваются аборигены, они объясняют «недостатком жизненной силы».

Беды происходят от внешнего агента — человека, предмета или обстоятельства, зловредного и обладающего большей жизненной силой, чем атакуемый объект. Смерть наступает, когда запас исчерпан.

Она не меняет личность усопшего и не заканчивает его жизнь, а лишь вызывает смену условий существования. Это отчётливо выражено в концепции «духов-предков» — людей, которые покинули этот мир, но продолжают с ним контактировать.

Подобные идеи примерно одинаковы во всех африканских странах южнее Сахары. Концепции, описанные многочисленными исследователями, видоизменились в двадцатом веке из-за тотального распространения и влияния христианства и ислама.

Старые традиции, в том числе касающиеся похорон, исчезают, однако многие религиозные практики и убеждения сохранились в первозданном виде.

Африканская философия смерти

Любая смерть признаётся ужасным, трагическим событием, но одновременно воспринимается как начало более тесных, глубинных отношений человека с мирозданием, продолжение жизни в иных условиях и способ контакта видимого и невидимого миров.

Цель жизни — стать «духом предка» после смерти. Она достигается при условии, что умершему организованы «правильные» похороны с рядом религиозных церемоний. Иначе тот превратится в странствующего злокозненного призрака — мстительного, неспособного «жить» должным образом и представляющего угрозу для всех, кто остался в реальном мире.

Можно утверждать, что «надлежащие» погребальные церемонии являются скорее гарантией безопасности для живых, нежели созданием умершему безопасного прохода «на тот берег».

И отношение к «свежим мёртвым» неоднозначное: любовь, горечь утраты и почтение перемежаются страхом и чувством беззащитности перед нематериальными сущностями.

В частности, из-за убеждённости, что мёртвые, хорошие или плохие, имеют власть над живыми.

Коренные представители африканских народов имеют обычай убирать мёртвое тело, вынося сквозь дыру в стене жилища, а не через дверь. Проём быстро закрывают и считают, что мертвецу теперь будет трудно вспомнить дорогу назад.

С той же целью труп несут ногами вперёд и в сторону от прежнего места жительства, символически уводя от дома. Стараясь запутать его окончательно, к месту погребения прокладывают зигзагообразный маршрут.

Вдобавок по дороге разбрасываются шипы или на самой могиле устанавливается колючий барьер. Другие, напротив, прилагают особые усилия, чтобы привязать усопшего к дому или дать возможность вернуться, и хоронят «под родными стенами» или поблизости.

Что происходит с душой

Кое-где, но только не в Африке, люди убеждены, что со смертью происходит потеря души — она покидает тело. Хотя там признаётся различие между физическим человеком — усопшим — и нефизическим, продолжающим жить в изменённой форме, нельзя путать это воззрение с западным дуализмом, разделяющим «физическое» и «духовное».

В момент умирания ничего из человека не уходит, не остаётся какой-то его отдельной «части» — он весь, целиком, продолжает существование в ином мире, обретая новое тело, визуально аналогичное земному, но способное передвигаться как дух.

Бытует много разных идей о «месте», куда уходят усопшие. Для некоторых оно находится под землёй, в священной роще, в доме земной семьи, на противоположном берегу реки и так далее.

В большинстве случаев это унылая копия реального мира (хотя в некоторых религиях лучше, без боли и голода). Кенийский ученый Джон Мбити пишет, что вера в продолжение разумного существования после смерти для африканцев «не оставляет надежды на грядущую лучшую жизнь.

Жить здесь и сейчас — самый важный аспект африканских религиозных действий и убеждений… Загробная жизнь описывается и понимается в материалистическом и физическом выражении. В будущем нет ни надежды на рай, ни ада, которого надо бояться» (Mbiti 1969, стр. 4–5).

Африканская концепция потусторонней жизни

Почти все местные народы верят в единственное высшее существо, творца Земли. Хотя полагается, что умершие к нему ближе, чем живые, первоначальное состояние блаженства, заложенное в мифах о сотворении мира, не проецируется на загробную жизнь.

Разделение между верховным существом и человечеством остается неизбежным и естественным, даже если умершие могут там отдыхать и быть в безопасности. Большинство африканских народностей убеждено: поощрения и наказания приходят к людям в текущей жизни, не в будущей.

Земля умерших принимает покойников независимо от земного поведения — если, конечно, при погребении соблюдены правильные обряды. Но если человек — колдун, вор, убийца, нарушитель табу или кодекса сообщества, или же его просто неправильно похоронили, он будет обречён на муки, избит и изгнан духами предков или подвергнут ужасным пыткам.

В общем, наказан в зависимости от серьёзности проступков. Очень похоже на христианско-католическую идею чистилища.

Африканцы убеждены, что ведьм и колдунов не пускают в духовный мир, и при захоронении с ними не церемонятся. Тела подвергаются действиям, исключающими саму возможность «нормальных» похорон: сжиганию, рубке и скармливанию гиенам.

Невозможно обобщить понятия, которыми оперируют разные африканские религии, поскольку они являются этно-религиями, определяемыми каждой этнической группой на континенте, но для всех африканцев быть неправильно погребённым и отрезанным от сообщества предков после смерти — ближайший эквивалент ада.

Перерождение

Концепция реинкарнации распространена среди многих народов: душа мёртвого индивидуума возрождается в другой оболочке. Существует плотная связь между появлением на свет и смертью. Африканские верования касательно реинкарнации отличаются от догм основных азиатских религий (особенно индуизма) по ряду фундаментальных аспектов.

Индуизм — это «отречение от мира», представляющее собой цикл перерождений в мире порока, страданий и иллюзий, из которого люди могут вырваться лишь с большими усилиями.

Существует строгая, многоуровневая система поощрений и наказаний, посредством которой человек возрождается в более высоком или низком воплощении (отсюда и кастовая система).

Идеи, рассматривающие реинкарнацию как нечто пугающее и опасное, полностью отсутствуют в африканских религиях. Вместо этого африканцы «утверждают мир» и приветствуют реинкарнацию.

Мир — это светлое, тёплое и живое место, куда мертвые только рады вернуться из тьмы и холода могилы. И возвращаются, за исключением вышеупомянутых изгоев. На число возможных реинкарнаций ограничений нет — дух может воплощаться в более чем одном человеке одновременно.

Для африканцев важно выяснить, какой предок переродился в ребёнке: это повод для почитания и глубокой благодарности. Таким образом, судьба сообщества слагается из последовательных или одновременных множественных перевоплощений.

Трансмиграция (помимо прочего называемая метемпсихозом) зачастую означает превращение человека в животное. Самая распространённая форма этой идеи относится к колдунам и ведьмам.

Считается, что они и при жизни, и после неё наделены способностью оборачиваться в животных, дабы безнаказанно вершить злодеяния. Африканские жители также считают, что конкретные люди воплощаются после смерти в определённых животных, включая змей, и относятся к ним с особым почтением.

Правители, например, возрождаются как львы. Отдельные народы верят, что мёртвые появляются в виде тотемных животных их этнической группы, из-за чего те внушают особое почтение и леденящий кровь страх (особенно если это львы, леопарды или крокодилы).

Они символизируют ужасные наказания, которыми мёртвые карают тех, кто не поддерживает моральные ценности общества.

Погребальные и траурные обычаи

Смерть в представлении африканцев является последним, переходным этапом жизни, требующим специфических обрядов. «Прохождение» занимает много времени.

Покойный должен быть надёжно «оторван» от живого мира и совершить максимально плавный переход к следующей, загробной жизни.

Путешествие в мир мёртвых трудное, долгое, с длительными перерывами. Если правильные похоронные обряды не соблюдаются, покойник может вернуться и беспокоить живых родственников.

Обычно в похоронном ритуале убивают животное, например, вола, чтобы тот сопровождал умершего, или козу, которая будет его кормить молоком (это также служит практической цели — едой для многочисленных гостей).

Различные ритуалы проводятся и после процесса погребения. Например, спустя какое-то время (от трёх месяцев до двух лет и даже больше) убивают следующего вола.

Африканские обычаи

Нгуни в южной части Африки называют это «возвратом быка»: зверь якобы сопровождает умершего домой к его семье, позволяя действовать как защитный дух-предок, а когда приходит пора вернуться назад, в мир мёртвых, ему обеспечивают новое сопровождение.

Часто с мертвецом закапывают различные вещи, способные помочь в загробном путешествии, а что-то могут «передавать» позже.

Обряд «возвращения домой» — обычная африканская церемония. Лишь когда из родственников усопшего не осталось никого, кто бы мог его помнить, считают, что этот человек действительно «умер».

В этот момент дух уходит на «кладбище времени», теряет индивидуальность и становится одним из множества неизвестных бессмертных.

Многие африканские обряды захоронения начинаются с просьбы, чтобы мёртвый не доставлял неприятностей живым, и заканчиваются призывом к укреплению жизни на земле и всего, что ей способствует.

По словам танзанийского богослова Лауренти Магеса, «похоронные обряды одновременно оплакивают умерших и празднуют жизнь во всём ее изобилии». Похороны — время для сообщества быть солидарным и восстановить свою идентичность.

В некоторых общинах они сопровождаются танцами и весельем для всех, кроме близких родственников, ограничивая или даже отрицая разрушительные силы смерти и облегчая усопшим путешествие в другой мир.

В Южной Африке даже в современных городах сохраняются древние обычаи. Когда кто-то умер в доме, окна замазываются пеплом, картины переворачиваются, зеркала, телевизоры и любые другие отражающие предметы покрываются плотной тканью.

Кровати убираются из комнаты покойного, а родственники и плакальщицы сидят на полу, обычно на матрасе. В течение долгого времени, предшествующего захоронению (как правило, от семи до тринадцати дней), члены сообщества посещают семью, чтобы поддержать и утешить.

В случае христиан в жилище умершего или вне его проводятся специальные службы. За сутки до похорон труп приносят в дом до захода солнца и помещают в спальню. За этим следует ночное бдение, часто продолжающееся до утра.

Это время пастырской заботы, утешения и ободрения скорбящих. Иногда для духа совершается ритуальное убийство: считается, в этот период нужно пролить кровь, чтобы избежать дальнейших несчастий.

Некоторые народы используют шкуру убитого жертвенного зверя, чтобы прикрыть труп, и кладут поверх гроба в качестве «одеяла» для умершего. Традиционно похороны проводятся ранним утром (часто до восхода солнца), а не поздним днём.

Считается, что колдуны перемещаются во второй половине дня в поисках трупов для использования в злых целях, и поскольку рано утром они спят, это лучшее время для похорон.

В некоторых общинах дети и не состоящие в браке взрослые не допускаются на похороны. Предполагается, что в процессе захоронения ближайшие родственники расположатся в стороне от могилы, в специально отведённом для них месте.

Им запрещается говорить или принимать участие в похоронах. Прощаясь, в могилу кладут личные вещи покойного, включая столовые приборы, трости, одеяла и прочие полезные предметы.

После похорон люди приглашаются в жилище покойного на похоронную трапезу. Принято проводить очистительный ритуал у ворот: люди должны смыть кладбищенскую пыль и грязь, прежде чем войти в дом.

Иногда в воду помещают кусочки нарезанного алоэ: считается, что такая вода приобретает целительные свойства, помогая очиститься и уничтожает невезение. Церкви используют «святую воду» для окропления людей, чтобы очистить от нечистоты в период скорби.

В южных регионах Африки период строгого траура продолжается не менее недели после похорон. На протяжении этого срока скорбящие остаются дома, не общаются, не занимаются сексом, не веселятся.

Некоторые носят чёрную одежду или куски чёрной ткани, бреют тело, лицо и голову. Поскольку жизнь сконцентрирована в волосах, бритьё символизирует смерть, а последующий рост засвидетельствует укрепление жизни.

Люди, вступившие в любой физический контакт с трупом, считаются нечистыми. Какой-то промежуток времени нельзя использовать вещи, принадлежащие умершему, включая столовые приборы и стулья, которыми он пользовался.

Одеяла и всё, что соприкасалось с покойником, стирают. Одежду заворачивают в плотный пакет и убирают на год или дольше — до той поры, пока не закончится траурный период. Впоследствии она раздаётся членам семьи и общины или уничтожается посредством сжигания.

Дом и семья тоже должны быть очищены от невезения, нечистоты и «тьмы». Члены понесшего утрату семейства моются и совершают ритуальные убийства — жертвоприношения.

Продолжительность чистки обычно ограничивается 7-ю сутками после похорон, иногда растягивается на месяц и дольше. Традиционно вдова должна оставаться в трауре год после смерти мужа, а потерявшие родителя дети — три месяца.

Современные веяния

Древние практики и ритуалы постепенно исчезают в городских районах Африки. Важнейший среди них — ритуал возвращения домой, хотя в некоторых регионах его соблюдают по-прежнему строго.

Через месяц-два после похорон скорбящая семья убивает зверя и отправляется на кладбище. Люди говорят с предками, приглашая умерших вернуться домой, чтобы отдохнуть.

Считается, что привязанные к могилам духи испытывают страх, злость и беспокойство, и если их не привезти домой, создастся чрезвычайно опасная ситуация. Члены семьи берут горсть земли, покрывающей могилу, помещают в бутылку и возвращаются с уверенностью, что дух покойного родственника последует за ними и будет в дальнейшем заботиться о семье.

Некоторые христианские церкви проводят ночные бдения после такого «возвращения». Богослов Мартинус Даниил описывает церемонии в зимбабвийских церквях, где живые верующие поддерживают дух усопшего своими молитвами, выполняя посредническую миссию.

Это преобразование традиционного обряда отпевания, обеспечивающее утешение скорбящим. Таким способом церкви пытаются устранить старую практику, не пренебрегая традиционно задуманной потребностью, которой она служила.

Эти похоронные и траурные обычаи позволяют предположить, что многие ритуалы, до сих пор соблюдающиеся на похоронах африканских христиан, являются пережитками культа предков, особенно в отношении ритуальных убийств и возвращения духа домой.

Поскольку похороны — это в первую очередь семейное и общественное дело, церковь является лишь одним из многих игроков, и не всегда определяет форму похорон.

Некоторые из обрядов коренных народов преобразовались в христианские, другие подправлены так, чтобы их могли придерживаться как христиане, так и приверженцы традиционных верований.

Иногда появляются признаки конфронтации и изменения старых обычаев до такой степени, что их уже нельзя распознать в привычном контексте.

Заключение

Африканские похороны — процедура общественная, в которой сообщество разделяет горе скорбящих. Целью религиозных мероприятий, предшествующих погребению, является утешение, ободрение и исцеление тех, кто испытывает боль, а после погребения — забота о том, чтобы они плавно вернулись к нормальной жизни без слёз, сожаления, беспокойства и страха.

Этот переход во время траура нередко сопровождается ритуалами, с помощью которых скорбящие уверяются в принятии и защите умершего Богом.

Господство христианства и ислама в Африке привело к отказу от некоторых траурных обычаев, но в целом похороны дают возможность местным жителям сохранять самобытность, древнюю культуру и веру.

Если вы хотите прочитать про достопримечательности Камчатки, переходите по ссылке.